√лавна€
 ниги...




–асширенный поиск

ћеропри€ти€
ќ нас
 онтакты
Ќовости православного мира

 

 

–азработка ¬еб сайтов

 

ѕо всем вопросам обращайтесь:

orthodoxopk.ru
fondopk.ru
E-mail: Ётот адрес e-mail защищен от спам-ботов. „тобы увидеть его, у ¬ас должен быть включен Java-Script

ƒень св€того ¬алентина: »менины без именинника

¬ерси€ дл€ печати

„еловеческое воспри€тие Ц удивительна€ штука. ќчень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выража€сь современным €зыком, высокий индекс цитировани€. »ными словами, один и тот же текст с небольшими вариаци€ми кочует из издани€ в издание, из блога в блог. » чем чаще он воспроизводитс€, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что Ђвсе говор€тї.

Ќо увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени, и, распростран€€ его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

»менно така€ истори€ и приключилась с жизнеописанием человека, чью пам€ть €кобы предлагаетс€ праздновать 14 феврал€. ≈сли задать поиск по интернету, запрос Ђƒень св€того ¬алентинаї принесет дес€тки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариаци€ми одну и ту же легенду.
Ќемного истории

ћне стало любопытно, а как же все-таки обсто€ло дело в те далекие времена.   счастью, помимо Ђгл€нцевойї литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позвол€ющих отделить факты от вымысла. ƒавайте попробуем все-таки разобратьс€, что же произошло на самом деле, а что €вл€етс€ лишь романтической выдумкой. » давайте не будем забывать, что даже если некие событи€ более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосв€зь.  ак говоритс€, Ђпосле этого не означает вследствие этогої.

„то касаетс€ мен€, то, принадлежа к миру науки, € предпочитаю опиратьс€ лишь на достоверные, документально подтвержденные, факты, избега€ домыслов и фантазий.

ѕервое, что подтверждаетс€ римскими мартирологами Ц это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших им€ ¬алентин, мученически погибли за веру. Ќо при этом любопытно отметить то, что хот€ все трое скончались не позднее 270-го года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников Ц ’ронографе 354 года.

ќ первом из них известно только то, что он погиб в  арфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутстви€ дополнительной информации. ¬торой ¬алентин был епископом »нтерамны (современый город “ерни). ќ нем известно то, что он был казнен во врем€ гонений на христиан, но когда точно это произошло Ц в конце третьего века в эпоху императора јврелиана или на сто лет раньше Ц источники говор€т по-разному. ѕохоронен он при ‘ламиниевой дороге в окрестност€х –има.

ƒата смерти третьего мученика пресвитера ¬алентина Ц известна более точно. ќн был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при ‘ламиниевой дороге, но на немного ином рассто€нии от –има. ¬ наше врем€ мощи пресвитера ¬алентина поко€тс€ частично в –име, частично в ƒублине, а мощи епископа в “ерни.

¬ самом конце п€того века папа √еласий прин€л решение прославить целый р€д мучеников, в том числе и ¬алентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом).  ак было сформулировано в соответствующем акте: Ђ Е как людей, чьи имена справедливо почитаютс€ среди людей, но чьи де€ни€ ведомы лишь √осподуї.
–ождение традиции

¬ том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским €зыческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычна€ раннехристианска€ практика. »менно по этому принципу были выбраны и даты праздновани€ –ождества ’ристова и –ождества »оанна ѕредтечи, приход€щиес€ на €зыческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

ѕраздник Ћуперкалий

–анн€€ церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Ќо однозначно утверждать, что празднование пам€ти мученика ¬алентина установлено вместо Ћуперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Ѕолее того, Ћуперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование пам€ти св€того ¬алентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е., затрагивало всю тогдашнюю христианскую церковь. ј вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновалс€ как раз совсем иной античный обр€д Ц так называемый фестиваль ёноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Ѕогородичными обр€дами.

“акими образом, празднование пам€ти св€того ¬алентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо св€зи с покровительством влюбленных. Ќемного позднее, при папе ёлии ѕервом, у ѕонте-ћолле была выстроена церковь св. ¬алентина, а городские ворота надолго получили название Ђворота ¬алентинаї.

—в€той ¬алентин упом€нут, как славный ћученик, в —акраментарии св€того √ригори€, в –имском ћиссале “оммази и в целом р€де британских житий св€тых. ¬ —редние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью Ц символами его мученичества, либо в момент исцелени€ дочери судьи јстери€.

¬ последующие дев€ть веков им€ св€того упоминаетс€ в ћученических актах, самый ранний из которых датируетс€ шестым или седьмым веком и в Ђ«олотой Ћегендеї Ц жити€х св€тых 1260 года, где впервые упоминаетс€ о встрече ¬алентина с Ђ»мператором  лавдиемї, отказе предать ’риста и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. ѕо всей видимости, здесь уже сливаютс€ воедино два жити€ абсолютно разных св€тых, как мы это увидим немного позже.

„то касаетс€ романтических легенд, тайно совершенных браков, записок Ђот твоего ¬алентинаї, ни о чем подобном не упоминаетс€ нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт ƒжеффри „осер в 1382 году в поэме Ђѕтичий парламентї не упом€нул, что птицы в ¬алентинов день начинают искать себе пару. Ёта фраза, не вполне, впрочем, точна Ц в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическа€ литература, вступавша€ в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений.

Ёнциклопеди€ Ѕрокгауза и Ёфрона, изданна€ более ста лет назад, утверждает, что Ђ14 феврал€, в јнглии и Ўотландии в старину сопровождалс€ своеобразным обычаем. Ќакануне дн€, посв€щенного св. ¬алентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик.

ƒевушка, им€ которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предсто€щий год его Ђ¬алентинойї, также как и он ее Ђ¬алентиномї, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношени€ вроде тех, какие, по описани€м средневековых романов, существовали между рыцарем и его Ђдамой сердцаї. ќбычай этот, о котором так трогательно говорит ќфели€ в своей знаменитой песне, по всей веро€тности, происхождени€ €зыческого. ≈ще поныне ¬алентинов день в Ўотландии и јнглии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечени€мї.

ќбычай посылать любимым открытки в день св€того ¬алентина также возник в —редние ¬ека. —амой первой валентинкой в мире считаетс€ записка, отправленна€ из тюремного заключени€ в лондонском “ауэре в 1415 году  арлом, герцогом ќрлеанским, и адресованна€ его жене.
—овременное почитание и современный праздник

—в€той ¬алентин

„то касаетс€ почитани€ св€того, то в новейшие времена произошло вот что. ¬о врем€ реформы –имско- атолического календар€ св€тых, произведенной в 1969 году, празднование пам€ти св. ¬алентина как общецерковного св€того было упразднено на том основании, что не имеетс€ никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. Ќа сегодн€шний день 14 феврал€ пам€ть св€того ¬алентина совершаетс€ исключительно факультативно.

¬ ѕравославной ÷еркви, напротив, св€той ¬алентин почитаетс€ по-прежнему. “очнее, оба упом€нутых ранее мученика Ц епископ и пресвитер Ц имеют собственные дни поминовени€. ¬алентин –имл€нин Ц пресвитер Ц почитаетс€ 19 (6) июл€, а св€щенномученик ¬алентин, епископ »нтерамны, Ц 12 августа (30 июл€). ≈сли внимательно прочитать жити€ этих св€тых, то становитс€ видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относ€щиес€ к совсем разным люд€м, да еще средневековые сочинени€ дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

“аким образом получаетс€, что возникновению имиджа св€того ¬алентина как покровител€ влюбленных, а также многочисленных легенд, св€занных с ним, мы об€заны —редним ¬екам и их романтической литературе, а отнюдь не обсто€тельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства. » если уж говорить о том, Ђчейї это праздник, то придетс€ признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого ¬алентинова дн€ нет, вместо него 14 феврал€ празднуетс€ пам€ть св€тых равноапостольных  ирилла и ћефоди€. “ак что на сегодн€шний день оба св€тых ¬алентина Ц Ђнашиї, на общецерковном уровне их пам€ть чтит только ѕравославна€ ÷ерковь.

„то же касаетс€ идеи о возможном возникновении праздника св€того ¬алентина Ц покровител€ влюбленных как христианизированной замены Ћуперкалий, то возникла она в 18 веке в качестве гипотезы у антикваров јлбана  Ѕатлера Ц составител€ ЂЅатлерова жити€ св€тыхї Ц и ‘рансиса ƒуса именно в св€зи с тем, что о реальном ¬алентине не было известно абсолютно ничего. —обственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки прив€зать сочинени€ 14 века к реали€м третьего. «десь € только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихс€ приглашаю познакомитьс€ поближе с исследовани€ми историков ”иль€ма ‘ренда и ƒжека ќруча, опубликованными в 1967 Ц 1981 годах.

— течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 феврал€ небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в јнглии и ‘ранции, вместе с эмигрантами попал в Ќовый —вет, где и был поставлен на широкую ногу. Ќачиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего вз€л свое. ¬ разных странах к нему относ€тс€ по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. Ћюбовь против коммерции

Ќам не должен быть близок весь тот коммерческий Ђвалентиновскийї ажиотаж, который возникает еще в €нваре, следом за рождественскими распродажами. Ќо точно так же нам не по духу использование –ождества и ѕасхи в качестве поводов дл€ увеличени€ торговли. Ќам не должно  нравитс€ создание специфического, достаточно дурновкусного, антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви-рыцарского поклонени€, как это было во времена „осера и его эпигонов, в на любовь-Ђэросї.

Ќо вот что важно. ¬ нашей жизни, на самом деле, любви истинной, любви дающей, а не ждущей чего-то дл€ себ€, места отводитс€ совсем мало. ћы все читали евангельские слова, или в кино видели, как юный, свет€щийс€ јндрей –ублев объ€сн€ет маленькой кн€жне, что такое любовь. Ќо часто ли мы сами говорим своим любимым о своих чувствах? „асто ли стараемс€ порадовать их хот€ бы маленьким подарком просто так, без вс€кого повода? Ѕоюсь, что очень редко. “о дела заедают, то свои проблемы, когда не о другом человеке думаетс€, а себ€ жалко, себе хочетс€ и утешени€, и внимани€. ƒа и не прин€то в нашей культуре особенно о чувствах говорить, в любви признаватьс€, особенно если пара уже не первый год вместе живет. Ћюбовь, романтика Ц это все удел молодых, так часто считают.

» разве плохо, если нам хоть так, при помощи иноземного календар€, напоминают о том, что хорошо бы сделать маленькое доброе чудо дл€ наших самых родных и любимых людей? ¬ конце концов, это же от нас самих зависит Ц поддаватьс€ на коммерческие приманки или нет, следовать нав€зываемым извне традици€м или создавать что-то свое, собственное.

ѕо-моему, праздник любви Ц это замечательно. Ќо не громкий, пафосный, отмечаемый практически по единому сценарию от €сель до офисов, а камерный праздник люб€щих людей, позвол€ющий нам вспомнить о том, что мы не только родители, дети, ответственные работники, пастыри и прихожане, но еще и просто мужчины и женщины, люб€щие и любимые. „то мы вместе не только ради продолжени€ рода и решени€ всевозможных хоз€йственных задач, но и просто ради друг друга и того чувства, которое нас св€зало.

ѕомните, что сказал замечательный сказочник христианин ≈вгений Ўварц? Ђ—лава храбрецам, которые осмеливаютс€ любить, зна€, что всему этому придет конец. —лава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, Ц смерть иной раз отступает от нихї. ƒавайте не будем забывать об этом, и пусть не один день у нас будет праздником любви, а вс€ жизнь.

»сточник : www.eph.md.ru

 
< ѕред.   —лед. >
  
  
  
  
–Я–∞–Љ—П—В—М –љ–Њ–≤–Њ–Љ—Г—З–µ–љ–Є–Ї–Њ–≤
–Є –Є—Б–њ–Њ–≤–µ–і–љ–Є–Ї–Њ–≤ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е XX –≤–µ–Ї–∞

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ќѕ  © 2019