√лавна€
 ниги...




–асширенный поиск

ћеропри€ти€
ќ нас
 онтакты
Ќовости православного мира

 

 

–азработка ¬еб сайтов

 

ѕо всем вопросам обращайтесь:

orthodoxopk.ru
fondopk.ru
E-mail: Ётот адрес e-mail защищен от спам-ботов. „тобы увидеть его, у ¬ас должен быть включен Java-Script

ћитрополит ¬олоколамский »ларион избран заведующим кафедрой теологии Ќационального исследовательского €дерного университета Ђћ»‘»ї

¬ерси€ дл€ печати
15 окт€бр€ 2012 года председатель ќтдела внешних церковных св€зей, председатель —инодальной библейско-богословской комиссии, ректор ќбщецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.  ирилла и ћефоди€ митрополит ¬олоколамский »ларион прин€л участие в заседании ”ченого совета Ќационального исследовательского €дерного университета «ћ»‘»». Ќа заседании рассматривалс€ вопрос об открытии в ћ»‘» кафедры теологии

15 окт€бр€ 2012 года председатель ќтдела внешних церковных св€зей, председатель —инодальной библейско-богословской комиссии, ректор ќбщецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.  ирилла и ћефоди€ митрополит ¬олоколамский »ларион прин€л участие в заседании ”ченого совета Ќационального исследовательского €дерного университета «ћ»‘»». Ќа заседании рассматривалс€ вопрос об открытии в ћ»‘» кафедры теологии.

¬ладыка выступил перед членами ”ченого совета с докладом, в котором обозначил, какой должна быть современна€ кафедра теологии в –оссии, а также ответил на вопросы членов —овета.

”ченый совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в Ќ»я” ћ»‘» и кандидатуру митрополита ¬олоколамского »лариона в качестве ее заведующего.

¬ заключительном слове ректор ћ»‘» профессор ћ.Ќ. —триханов выразил надежду, что открыта€ в вузе кафедра может под руководством владыки »лариона стать ведущей в системе светского высшего образовани€ в –оссии.

ѕосле заседани€ ”ченого совета митрополит »ларион встретилс€ со студентами вуза. ќбраща€сь к ним, архипастырь сказал:

«ƒорогие друзь€!

“олько что на ”ченом совете € представил то, чем будет заниматьс€ кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

” кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создаетс€ в Ќациональном исследовательском €дерном университете?  акое отношение имеет теологи€ к €дерным исследовани€м?  то-то может даже сказать, что это €вл€етс€ одним из признаков «клерикализации общества», смычки между ÷ерковью и государством, о которых сегодн€ пишут журналисты.

я хотел бы объ€снить, почему создаетс€ кафедра и дл€ чего она нужна. Ќациональный исследовательский €дерный университет «ћ»‘»» не случайно называетс€ университетом. ”ниверситет отличаетс€ от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других област€х. —ама иде€ университета заключаетс€ в том, чтобы люди получали образование в самых разных област€х человеческой де€тельности, в самых разных науках. Ќе случайно во всех университетах существует така€ система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что св€зано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позвол€ют ему повысить свою эрудицию и стать по-насто€щему компетентным человеком во многих област€х человеческого знани€ и де€тельности. “аковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остаетс€ и в наше врем€. Ќесмотр€ на то, что изменились обсто€тельства, изменилс€ контекст, в котором мы живем, изменились услови€, изменилс€ окружающий мир, университет по-прежнему призван давать люд€м образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывалс€ профаном в других област€х.

¬ советское врем€, когда создавалась система высшего духовного образовани€, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъ€т из системы светского образовани€. Ќадо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъ€т из светского образовани€ и в дореволюционное врем€, потому что в отличие от большинства стран «апада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случа€х университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной –оссии богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Ёто было св€зано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаватьс€ университеты. ƒуховные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую став€т университеты, потому что духовна€ академи€ или семинари€ — это церковное учебное заведение, которое создаетс€ дл€ того, чтобы воспитывать св€щеннослужителей или церковных работников. ”ниверситет — это светское учебное заведение, которое создаетс€ дл€ того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных област€х знаний. “а теологи€, котора€ преподаетс€ в духовных учебных заведени€х, и та теологи€, котора€ может развиватьс€ на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии.  огда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь € должен сказать, что мы не предаемс€ теоретическим рассуждени€м, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в п€тидес€ти университетах и высших светских учебных заведени€х –оссийской ‘едерации такие кафедры созданы и функционируют. » мы уже можем оценить какие-то плоды их де€тельности.

«адача преподавани€ теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключаетс€ в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знани€ в той области, котора€ продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

— чем мы сталкиваемс€ в нашей повседневной жизни? ћы сталкиваемс€ с тем, что блест€ще эрудированный человек, который обладает самыми разным познани€ми в разных област€х, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбираетс€ в других област€х знани€, про€вл€ет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Ёта некомпетентность вызывает у нас – профессиональных религиозных – де€телей смех: например, человек, публично выступа€, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относ€тс€ к сфере религиозной жизни. ѕреодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, – это сама€ перва€ и проста€ задача кафедры теологии.

Ќо есть у этой кафедры и другие задачи. ƒело в том, что сфера религиозного знани€ и сфера естественнонаучного знани€ очень различны, но они очень соприкасаютс€ в том, что собственно относитс€ к опыту человеческой личности и жизни.  аждый человек, занимающийс€ наукой, тем или иным образом определ€ет себ€ в отношении к религии. ћы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Ёто св€зано с личным выбором человека. Ќо этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной де€тельности, потому что так или иначе эти сферы знани€ смыкаютс€. Ќапример, человек, который изучает физические законы быти€, строение ¬селенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это по€вилось. ¬ этом смысле характерна знаменита€ книга —тивена ’окинга « ратка€ истори€ времени», где британский ученый пытаетс€ попул€рным €зыком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир.  ажда€ глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставл€ет без ответа, – к вопросу о том, откуда все это по€вилось, есть Ѕог или нет. ќн не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. ƒл€ самого исследовател€ очень важно, куда приводит его исследовани€ и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого быти€, потому что от этого ответа зависит, как человек расставл€ет приоритеты дл€ себ€ в жизни, как он определ€ет дл€ себ€ смысл жизни.

ќчень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных област€х знаний, но не знают, дл€ чего им все это нужно: они не знают, дл€ чего они учатс€, дл€ чего они должны работать, дл€ чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. ¬о многом эта позици€ человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себ€ в отношении религии. ¬ этом смысле очень важно, чтобы дл€ каждого человека, который этим интересуетс€, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведени€ о религиозной традиции.

я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматьс€. ¬ рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. ”читыва€ специфику ћ»‘» и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образовани€, € склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как дл€ носителей естественнонаучного знани€, так и дл€ носителей религиозных традиций.

Ќа ”ченом совете мен€ спросили: «Ѕудет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». я бы  хотел по€снить, что сегодн€ в –оссии – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к ѕравославной ÷еркви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себ€ как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики.  аким образом кафедра теологии может отражать взгл€ды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знани€ в том числе и касающихс€ других религиозных традиций? ƒолжен сказать, что уже имеетс€ положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавл€ютс€ православными св€щеннослужител€ми, но в рамках которых ведутс€ спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традици€м. ¬се это может быть создано и на кафедре теологии ћ»‘». ƒл€ того чтобы така€ кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направлени€ теологий, какие направлени€ в области изучени€ религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны дл€ вас, студентов этого университета».

«атем митрополит »ларион ответил на многочисленные вопросы.

—лужба коммуникации ќ¬÷—/ѕатриархи€.ru

»сточник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2530546.html


 
< ѕред.   —лед. >
  
  
  
  
–Я–∞–Љ—П—В—М –љ–Њ–≤–Њ–Љ—Г—З–µ–љ–Є–Ї–Њ–≤
–Є –Є—Б–њ–Њ–≤–µ–і–љ–Є–Ї–Њ–≤ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е XX –≤–µ–Ї–∞

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ќѕ  © 2019