√лавна€
 ниги...




–асширенный поиск

ћеропри€ти€
ќ нас
 онтакты
Ќовости православного мира

 

 

–азработка ¬еб сайтов

 

ѕо всем вопросам обращайтесь:

orthodoxopk.ru
fondopk.ru
E-mail: Ётот адрес e-mail защищен от спам-ботов. „тобы увидеть его, у ¬ас должен быть включен Java-Script

ѕо мнению специалистов, вопросы современной храмовой архитектуры требуют соборного обсуждени€

¬ерси€ дл€ печати
–азвитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкиваетс€ с р€дом серьезных преп€тствий — такое мнение высказали участники круглого стола «—овременна€ храмова€ архитектура: поиск нового образа», который прошел в 21 феврал€ 2013 года в храме ¬еры, Ќадежды, Ћюбви и матери их —офии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в ћоскве

–азвитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкиваетс€ с р€дом серьезных преп€тствий — такое мнение высказали участники круглого стола «—овременна€ храмова€ архитектура: поиск нового образа», который прошел в 21 феврал€ 2013 года в храме ¬еры, Ќадежды, Ћюбви и матери их —офии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в ћоскве. ¬стреча была приурочена к презентации второго номера журнала «’рамоздатель», специализированного приложени€ к «∆урналу ћосковской ѕатриархии» о храмовой архитектуре и церковном искусстве.

ѕо словам ответственного редактора издани€ —ерге€ „апнина, уже давно назрела необходимость в организации экспертной площадки, где специалисты могли бы обсудить проблемы храмостроительства. ”частники круглого стола — св€щенники, архитекторы, строители, церковные живописцы и искусствоведы — согласились, что именно такого конкретного разговора с нагл€дной демонстрацией и подробным разбором новых архитектурных решений, им не хватает.

«ќбсуждение проблем традиции и новаторства в современном русском православном храмоздательстве не приводит к каким-либо конкретным результатам, так как этот вопрос никогда еще не обсуждалс€ соборно, с широким участием св€щенноначали€, богословов, искусствоведов и архитекторов — все разговоры ведутс€ в узких кругах», — отметил архитектор ћихаил  еслер, главный специалист јрхитектурно-художественного ÷ентра ћосковской ѕатриархии («јрххрам»), озвучивший идею обратитьс€ к —в€тейшему ѕатриарху  ириллу с предложением создать совещательный орган, который занималс€ бы выработкой конкретных рекомендаций по вопросам строительства храмов. 

ѕри этом, отметил архитектор, сейчас в храмостроительстве доминирует традиционалистский подход. «ћы легко можем определить, какому конкретному историческому стилю следует автор: либо это XVI век, либо модерн начала XX-го, либо ¬изанти€, барокко и так далее», — за€вил ћихаил  еслер. ѕо его мнению, «подлинных современных решений в удачном исполнении на территории –оссии не существует». ѕри этом в архитектуре современного православного храма следует старатьс€ «соблюсти деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми». «ѕриветствуетс€ простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепи€ и красоты», — полагает ћ.  еслер.

јрхитектор јндрей јнисимов, глава “оварищества реставраторов, осуществившего полный цикл работ по проектированию, строительству и убранству храма, в котором проходил круглый стол, рассказал, что на практике удачное архитектурное решение возникает, если заказчик и исполнитель внимательно учитывают в работе особенности окружающего пространства, назначение храма, особенности жизни конкретной общины, котора€ будет в нем собиратьс€. ’рам от общей архитектурной концепции до мельчайших деталей интерьера должен создаватьс€ единой командой художников, тогда возникает целостное сакральное пространство, в котором все продумано и подчинено одной идее, отметил јндрей јнисимов. “ак, например, храм ¬еры, Ќадежды, Ћюбви и матери их —офии при ‘едеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии, призван рассказать его маленьким прихожанам об исконных русских традици€х храмового зодчества, а также в доступной форме дать пон€тие об основных евангельских сюжетах. ќни очень нагл€дно изложены с помощью разных средств: живописи, мозаики, резьбы по камню, чеканке. ѕри этом, по словам ј. јнисимова, храм получилс€ очень радостным, из€щно декорированным и немного сказочным. 

¬месте с тем, архитектор считает, что храм, чтобы вписатьс€ в застройку мегаполиса, совсем не об€зательно должен повтор€ть архитектурные приемы современных торговых центров или «высоток». «јрхитектура храма глубоко символична, и она никак не может прин€ть чуждые ей формы, то есть символику окружающего секул€рного мира. ’рам, наоборот, должен быть контрапунктом к повседневной действительности, показывать жител€м города, что есть и иное, духовное измерение, построенное по другим законам», — заключил ј. јнисимов.

ќживленную дискуссию вызвала презентаци€ ƒаниила ћакарова и »вана «емл€кова, создателей творческого объединени€ « вадратура круга». »х €ркие и отчасти провокационные проекты, стали иллюстрацией к тому, какие изменени€ традиционных форм, могут сегодн€ предложить молодые архитекторы.

јрхитектор ≈ктерина Ўеко, преподаватель ѕравославного —в€то-“ихоновского гуманитарного университета, выступила с докладом, посв€щенным анализу модернистских тенденций в европейской храмовой архитектуре второй половины XX века, который прозвучал как своеобразное предостережение молодым архитекторам. –€д высказанных ею положений также вызвал дискуссию.

Ќа круглом столе выступили архитекторы протоиерей јндрей ёревич, јлександр √оловкин и »ль€ Ћюдоговский, искусствоведы Ћили€ –атнер и »рина языкова, а также ёрий  иреев, ѕетр  ондратьев, ƒмитрий —ладков и другие.

”частники круглого стола согласились с предложением —ерге€ „апнина создать посто€ннодействующий семинар, посв€щенный проблемам современного церковного искусства, и провести следующую встречу в середине апрел€.

«÷ерковный вестник»/ѕатриархи€.ru

—м. также материал на сайте журнала «Ќескучный сад» «ƒолжна ли церковна€ архитектура быть современной?»

»сточник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2809631.html


 
< ѕред.   —лед. >
  
  
  
  
–Я–∞–Љ—П—В—М –љ–Њ–≤–Њ–Љ—Г—З–µ–љ–Є–Ї–Њ–≤
–Є –Є—Б–њ–Њ–≤–µ–і–љ–Є–Ї–Њ–≤ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е XX –≤–µ–Ї–∞

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ќѕ  © 2019