Главная
Книги...




Расширенный поиск

Мероприятия
О нас
Контакты
Новости православного мира

 

 

Разработка Веб сайтов

 

По всем вопросам обращайтесь:

orthodoxopk.ru
fondopk.ru
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

XVII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

Версия для печати

17 февраля 2009 г . в рамках XVII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИХ проходила
СЕКЦИЯ «Основы православной культуры
в системе образования» (направление
«Школа в XXI веке»).

 

Руководители Секции:

 

Председатель – Владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, ректор Барнаульской Духовной Семинарии, кандидат богословия.

 

 

Сопредседатель – Бородина Алла Валентиновна, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», президент Межрегионального общественного фонда «Основы православной культуры», гл. редактор издательства «Основы православной культуры», координатор ОО «Народный собор», член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского РПЦ, кандидат культурологии.

 

Куратор – Демкова Нелли Владимировна, генеральный директор издательства «Основы православной культуры».

 

 


 

 



Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» 15 февраля 2009 г .

 

Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме  Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества.

 

Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь  утром за  Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми.

 

Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

 

О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на недавнем Поместном Соборе. Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию II, Собор напомнил, что почивший оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя людей разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя заветы почившего Первосвятителя, — читаем мы в Послании Собора, — нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения». Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима.

 

Итак, я сердечно приветствую вас на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Свидетельствую, что за годы своего существования чтения стали представительным общецерковным форумом, удачно сочетающим научно-образовательные конференции, круглые столы, практические семинары, многоразличные формы братского общения. Отрадно отметить, что в рамках чтений ежегодно работают несколько десятков секций, посвященных проблемам образования, науки, современных информационных технологий, различных сторон церковной жизни. Тематика и проблематика чтений охватывает практически все, что волнует сегодня Церковь и общество.

 

Тема, избранная на этот год, — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами. Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей — все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры. Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества, беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон, должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей.

 

Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы  должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться.

 

Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу — Богово, а Ньютону — ньютоново» — такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу — Богово».

 

Исходя из такого миропонимания, православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия», как говорит апостол Павел (Рим. 10:17)».

 

Должен отметить, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация. Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития — литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость  продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно культура оставалась носительницей христианского благовестия. Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

 

Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

 

Да, Россия и другие страны нашего канонического пространства — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Мы уважаем конституционные основы сложившегося государственного строя. Но в то же самое время мы не можем не уважать права и свободы граждан, в том числе их право получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье. Это право признается не только самой логикой нашего национального законодательства, но и такими международно-правовыми документами, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод и так далее.

 

Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидно востребована учащимися и их родителями, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит. Во многих регионах заключены соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят пособия. Сейчас проходит региональный этап первой Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, в которой уже приняли участие тысячи учащихся. Приказом Министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад.

 

Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена. Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него — так, школьники, изучающие основы православной культуры, и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт.

 

Сказав это, хотел бы особо подчеркнуть, что Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников. Не раз приходилось говорить, что такая модель принята почти повсюду в Европе и прекрасно действует.

 

Основы религиозной культуры должны преподаваться дипломированными педагогами, подготовленными при участии соответствующих религиозных общин в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации. Обучение данному предмету необходимо вести по пособиям, написанным профессиональными авторами, имеющими высокий научный и общественный авторитет в стране и уважаемые в своих религиозных общинах. Через эти пособия верующим людям надо уметь корректно представить свою культуру и свои взгляды не только самим себе, но и приверженцам других убеждений.

 

Для сохранения и закрепления практики, о которой я только что сказал, наша Церковь готова интенсифицировать процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу ученых, педагогов-практиков, широкую общественность.  Трудности, которые раньше возникали в этом диалоге, отношу на счет недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения основ религиозной культуры. Убежден, что сегодня мы можем и должны, через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами, прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, а главное — нашим народом. В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

 

Мы с вами призваны распространять и актуализировать духовные ценности Православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела. Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле. С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

 

Дорогие участники чтений! Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи.

 

Желаю всем нам преуспеть в этом священном деле.
Милость Божия и Его благословение да пребывают со всеми нами.


 

Владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский,
ректор Барнаульской Духовной Семинарии,
кандидат богословия, 17 февраля 2009 г .

 

Приветственное слово участникам секции «Основы православной культуры
в системе образования»
XVII Международных Рождественских образовательных чтений

 

Уважаемые участники секции «Основы православной культуры в системе образования»!
Дорогие братья и сестры!

 

Я рад сегодня всех Вас приветствовать в этом зале.

 

Мне отрадно видеть сегодня здесь уже знакомые лица, а также поприветствовать всех, кто только присоединился к работе нашей секции. И в первую очередь мне бы хотелось поблагодарить многоуважаемую Аллу Валентиновну Бородину и всех сотрудников издательства «Основы православной культуры» в лице Нелли Владимировны Демковой. Именно благодаря духовным и материальным стараниям этих людей мы имеем возможность сегодня пользоваться гостеприимством этого прекрасного учреждения – Библиотеки-фонда «Русское зарубежье».

 

Тема «Основы православной культуры» – это тема соработничества светской и церковной власти. На наш взгляд, в наши дни, эта проблема является едва ли не основным пунктом осуществления симфонии, о чём несколько дней назад говорил в своей программной речи в Кремле новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. И в этом он продолжил труды почившего Патриарха Алексия II .

 

Сегодня здесь собрались педагоги, представители общественности, духовенства, научной и творческой интеллигенции.

 

Уверен, что наша сегодняшняя работа, её плоды станут широко известны, благодаря средствам массовой информации, руководству и работникам Министерства образования и науки, педагогической общественности и родителям. Поэтому хочется всем нам пожелать конструктивной работы. И прежде всего, я бы призвал говорить не только о проблемах, но и о наших достижениях и о победах. А я уверен, побед больше. Так как предмет ОПК живёт. Более того, дискуссия вокруг проблем этого предмета стала в широком смысле дискуссией о подлинной реформе образования. Именно поэтому мы здесь сегодня обсуждаем и проблемы Единого государственного экзамена, и содержательного направления гуманитарных предметов и многих других. Будем же сегодня продолжать нашу работу в обычном плодотворном и конструктивном русле.

 

И благословение Божие пребудет над всеми нами.


 

Альтернативы нет

 

(Доклад на секции «Основы православной культуры
в системе образования»
XVII Международных
Рождественских образовательных чтений)

 

Мы вновь собрались для обсуждения важнейшей проблемы: преподавания предмета «Основы православной культуры» в нашей школе.

 

Знаменательно, что тема нашей секции, по сути дела, так или иначе, определяет все темы Рождественских чтений уже на протяжении нескольких последних лет.

 

Безусловно, важны все направления Международных Рождественских чтений, посвящённые проблемам истории Церкви и православного богословия; важно изучение опыта благочестия и монашества. Не менее важны темы социального служения, темы взаимодействия с правоохранительными структурами. Животрепещущей остаётся проблема противодействия сектантству и лжеучениям.

 

Но проблема преподавания Основ православной культуры неизменно была основной и в докладах почившего Патриарха Алексия II и уже ныне избранного Святейшего Патриарха Кирилла.

 

Все мы сегодня должны осознать, что весь опыт Церкви, сохранённый поколениями, освящённый кровью новомучеников, останется втуне, если мы его не сможем передать нашим детям. Мы не можем согласиться с либеральной моделью западных ценностей и объявить нашу религию, Православие, «частным делом» или культурным феноменом. Для России Православие – это весь её великий исторический путь, это смысл и стержень её бытия, это наша национальная идея.

 

И, тем не менее, для нашего общества по-прежнему остаётся непонятным курс Министерства образования и науки в деле принятия новых образовательных стандартов.

 

Несмотря на то, что выступление министра образования на пленарном заседании нынешних Рождественских чтений вселяет в нас определённые надежды на перемены к лучшему, тем не менее, не прозвучало конкретных слов о том, что будут воплощены в жизнь решения Калужской конференции (декабрь 2007 года), то есть, что в новые государственные стандарты образования всё же войдёт образовательная область духовно-нравственной культуры. И тем более, не было сказано слов о том, что основным содержательным компонентом этой области станет именно предмет «Основы православной культуры».

 

Г-н министр только вскользь заметил, что «насильно» ничего вводиться не будет, но что будет этот вопрос решаться руководством органов образования и школ на местах. А в этом случае вряд ли что-то кардинально изменится к лучшему. Тем более в новых условиях финансирования школы, и в условиях нынешнего экономического кризиса. И тем более в ситуации, когда уже с первого класса детей не столько учат, сколько натаскивают на сдачу тестов по ЕГЭ. Будет ли у директора школы реальный выбор оплачивать учителю преподавание «необязательного» предмета да ещё в гонке за результативностью? А ведь достаточно спорный эксперимент по обязательному введению ЕГЭ принимался именно волевым решением, и без гласного обсуждения родителями и педагогической общественностью.

 

Мы не можем согласиться с забвением опыта Святой Руси, реально оценивая и осмысляя вызовы современности. Мы уже говорили на прошлых наших собраниях, что введение ОПК в качестве обязательного предмета – это подлинная реформа школы. Но сегодня мы можем сказать шире: преподавание ОПК – это подлинная реформа общества. Нынешняя кризисная ситуация в нашем обществе – следствие слепого следования западным рецептам, причём худшим рецептам. Но, как отметил новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл, ещё будучи Местоблюстителем РПЦ, кризис – это суд. И всем уже понятно, что кризис имеет не столько экономическую, но главным образом морально-этическую подоплёку.

 

Духовно-нравственное образование неотделимо связано с общим образованием. Вне понятия об ответственности за судьбы России, вне осмысления духовной сути бытия Святой Руси и восприятия истинного патриотизма не может быть истинной мотивации вообще к получению знаний. Без этого у нашего государства нет востребовательности в высоком образовательном уровне наших учащихся. Этим объясняется и проблема «утечки мозгов».

 

А как относиться к тому, что в последнее время из уст нынешнего министра образования исходит призыв убрать элементы высшей математики из школьной программы. С Русской литературой и историей уже «разобрались»… Основная аргументация министра – трудно найти преподавателей, способных объяснить сложный раздел математики детям. Это более чем странный аргумент – не повысить уровень преподавания в педагогических вузах, а согласиться с его падением.

 

В своём гениальном прозрении – романе «Бесы» Ф. М. Достоевский разоблачил тактику бесов русской революции: вот их программа: «Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!... Не надо образования, довольно науки!.. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве…» Кажется, мы пережили годы безбожия, неужели же мы забыли эти предостережения и уроки? Неужели эти пророчества Достоевского не остались в нашем прошлом, неужели в наши дни новой России это не страшный сон о прошлых экспериментах?

 

Мы можем сказать, что в преподавании ОПК, включении духовно-нравственного компонента в новые образовательные стандарты открывается перспектива восстановления истинного призвания нашего Отечества. Именно в этом смысле раскрывается и истинный смысл бытия русского человека, которому нужно не три аршина земли, – то есть лишь могила, как учил проповедник толерантности Лев Толстой, а как говорил, полемизируя с проповедником непротивления злу, Антон Павлович Чехов: «Толстой говорит, что человеку нужно всего три аршина земли. Вздор – три аршина нужно мёртвому, а живому нужен весь земной шар…» То есть весь мир, сотворённый Богом. Ведь, по учению Православия, истинное призвание человека – возвратиться к изначальному своему предназначению – хранению и возделыванию Рая Божия. И, как учат богоносные отцы, этим Раем должен стать весь преображённый во Христе космос – весь тварный мир.

 

И эти высочайшие мысли Православия буквально переполняют нашу культуру, быт и устремления наших отцов и дедов.

 

Именно поэтому, несмотря на все сложности и чиновничьи препоны, предмет «Основы православной культуры» всё больше и больше завоёвывает подлинную народную поддержку. Мы не знаем ни одного случая требований, исходящих от родителей, запретить этот предмет. Естественно, сектанты и вечно «несогласные», так называемые правозащитники не в счёт. Это их способ получения иноземных субсидий.

 

Таким образом, дискуссия, навязанная противниками по поводу преподавания этого предмета, на самом деле стала фактором консолидации всех здоровых сил нашего общества. Это стало и побуждающим моментом к творчеству нашего учительства. Мы видим, что ни по одному из существующих учебных предметов не составляется и не выходит так много учебных пособий. Да, мы можем согласиться с тем, и мы уже об этом говорили, что зачастую эти учебные пособия оставляют желать лучшего. Кому-то может показаться странным, что даже видные функционеры политических партий составляют пособия по этому предмету. Но сам интерес к этой теме уже говорит именно о наших достижениях. Конечно, по методической разработанности, содержательности, полноте, охвату всех классов средней школы, вряд ли пока имеются пособия, подобные пособиям издательства «Основы православной культуры», вышедшим из-под пера Аллы Валентиновны Бородиной.

 

Сегодня здесь ещё раз мне хочется поприветствовать многоуважаемую Аллу Валентиновну и всех присутствующих педагогов-подвижников. Конечно, нам известно, что многие из вас преподают этот предмет безвозмездно, во истину во славу Божию. Но будем продолжать наше дело. Уверен, что и наши власть предержащие вскоре поймут, что нет альтернативы предмету «Основы православной культуры» как стержневому в деле духовно-нравственного воспитания наших детей и молодёжи. Не нужно изобретать новомодных предметов – измышлений человеческих. Нужно осмыслить наш опыт и наш путь. И да поможет нам в этом Бог.

 

Благодарю за внимание.

 


 

Бородина Алла Валентиновна

(Доклад на секции «Основы православной культуры
в системе образования»
XVII Международных Рождественских образовательных чтений)

 

 

Ваше Преосвященство Преосвященнейший Владыко Максим, глубокочтимое священство, глубокоуважаемые педагоги и все участники XVII Международных Рождественских образовательных Чтений!

 

Разрешите приветствовать Вас на нашей Секции и выразить признательность за то, что ни эпидемия гриппа, ни кризис, ни организационные сбои, ни какие-либо иные помехи не стали преградой для нашей встречи, что вы смогли преодолеть все препятствия, которые обычно всегда возникают на нашем пути при продвижении к добру. Некоторым нашим коллегам, однако, серьёзные болезни не позволили присутствовать на нашем мероприятии, мы используем время, обещанное им на Секции, как драгоценный подарок в условиях серьёзного дефицита рабочего времени и постараемся, чтобы Секция прошла плодотворно.

 

Наша встреча проходит в обычный рабочий день, и не все участники Чтений смогли полностью найти себе замену в школах и вузах, поэтому кому-то придётся подойти позже, а кто-то не сможет работать с нами до конца нашего мероприятия. Пусть это никого не смущает, мы находимся хоть и в праздничной, но не в идеальной обстановке, и будем снисходительны друг к другу и вежливы. Поэтому напомним, что покидать зал принято, дождавшись, когда выступающий закончит свою речь.

 

Тех же участников, которые будут с нами до конца, мы заранее и особенно благодарим.

 

Давайте установим регламент для выступлений. Участников было заявлено очень много, и мы постарались никому не отказывать, и лишь болезни нескольких человек позволяют надеяться, что все желающие смогут быть услышаны. Тем не менее, чтобы нам не нарушить свой план работы, предлагаем при выступлении рассчитывать на 9-10 мин., а для презентаций и мастер-классов предоставить время немного более до 15-20 минут. Если мы будем это соблюдать, то мы не выйдем из регламента, и, можем даже в конце пообщаться более свободно, ответить на вопросы, если они поступят к нам в виде записочек.

 

Итак, мы посвящаем свою работу теме «Основы православной культуры в системе образования». Цель нашей Секции проанализировать ситуацию, сложившуюся с ОПК на сегодня и скоординировать наши совместные действия по дальнейшему продвижению курса ОПК. За несколько лет работы нашей Секции мы провели много разных мероприятий, и в сегодняшних условиях мы убедились, что нам нужен круглый стол для обмена мнениями наших соратников. В течение года мне приходится участвовать в самых разных мероприятиях, где встречаются люди самыми разными позициями и задачами. Повторять их мы не будем, поскольку наша задача – не поговорить, поспорить, о себе заявить, а выполнить конкретную работу, сделать следующий шаг по распространению курса ОПК. с Нам нужен конструктивный разговор, он возможен только с единомышленниками и людьми, которые хорошо знают, что такое Основы православной культуры, и какова их роль в дальнейшей судьбе России и других стран мира.

 

Поэтому мы пригласили на наш круглый стол учёных, опытных руководителей образования, общественно-политических деятелей, которые уже хорошо знакомы с ОПК и даже в той или иной степени потрудились в деле продвижения ОПК.

 

Поскольку наш зал позволяет только такую организацию выступлений, то мы пригласим на сцену троих наших гостей, которые после выступления могут вернуться в зал, а мы будет приглашать следующих участников.

 

Мы хотели бы получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы результаты общественной деятельности по ОПК?
  2. Какие препятствия стоят на пути ОПК?
  3. Как их преодолеть?
  4. Какую помощь готовы предложить участники Секции по продвижению ОПК?

По этим вопросам я позволю себе несколько слов.

 

Что уже удалось сделать? История России конца XX – начала XXI вв. показала, что ОПК стали главной образовательной, культурной, политической темой российской нации, с которой она связывает надежду на выход из системного кризиса, на благополучие России и выполнение ею духовной миссии. Как сказал сегодня Его Преосвященство Владыка Максим, дискуссия вокруг проблем этого предмета стала в широком смысле дискуссией о подлинной реформе образования, образовательной политики.

 

На сегодня мы определились с названием и содержанием, т. е. мы нашли подходящее название и содержание в соответствии с принципами культуросообразности, научности (исторической, теологической, культурологической), исторической преемственности, светскости образования, потому что для нас важно единство России, для нас важны те духовные и нравственные основы, которые позволят всем народам России организовывать свою жизнь в России на принципах справедливости, равенства, любви и уважения друг к другу. Неоднократно делались попытки подменить название и содержание. Это и «Православная культура», и «Духовно-нравственная культура», и «Духовно-нравственные основы» и многие другие названия. Нам приходилось отстаивать, разъяснять, доказывать несостоятельность и опасность такой замены. К счастью, в основном наш народ оказался очень мудр и чувствителен ко всем формам подмен в духовной области, и сегодня только откровенные противники ОПК ещё повторяют другие названия. Название «Духовно-нравственная культура» пытаются использовать в качестве названия более широкого содержания, в которое ОПК должны войти как одна из составляющих. На мой взгляд, это даже не маниловские мечтания, а завуалированная очередная попытка утопить ОПК в море фантазий, прожектов, новых обсуждений несуществующих и недоработанных программ и т. д. Социальный заказ есть на ОПК, это не план, а реальность: это программа, система, это издательский продукт в виде 37 наименований, это методика, это успешная апробация в России, Беларуси, на Украине, странах Прибалтики и других государствах, это грифы Министерства образования и науки, то есть положительный результат Федерального экспертного совета, это благословение Святейшего Патриарха и положительные результаты рецензирования православного священства, это признание в профессиональной педагогической среде, родителей и школьников. Вот стоит выставка – всё перед Вашими глазами. Система охватывает две программы для дошкольной ступени и школьного образования.

 

Меня очень порадовала речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который более половины своего выступления уделил ОПК. При этом он со знанием дела указал модель более подходящую и вполне осуществимую: ОПК должны изучаться не в рамках ДНК, а в рамках основ религиозной культуры, или истории религиозной культуры. Наша программа «История религиозной культуры» – подтверждение верности этой мысли. Эта программа уже существует, апробирована, а разделы, посвящённые основам православной культуры, в целом обеспечены учебно-методическими пособиями, получили высокую оценку рецензентов, экспертных советов, прошли успешную апробацию. Напомню, что, когда Брянск организовал обучение по нашей программе и нашему УМК, проходила проверка Комиссией по правам человека при Президенте России и комиссии Минобразования и результатом работы стала справка о том, что нарушений принципа светскости образования не выявлено. Наконец-то 15 февраля на Рождественских Чтениях вспоминались статьи Конституции и другие законодательные акты, которые позволяют нам изучать основы православной культуры. Весь этот анализ нормативно-правовой базы был мною проделан ещё прежде, чем я написала свой первый учебник, всё это было опубликовано в моей «Концепции» в 1997 г ., потом в Приложении к «Учительской газете» в 2002 г . и в лекциях «ОПК: организация курса». Наконец-то уже все поняли, что для преподавания культурологического курса «ОПК», например, по моей программе даже не нужно дополнительных законодательных актов. Запретить этот никто не может. А если такие случаи есть, давайте обращаться в Конституционный суд, в ООН. Предлагайте, давайте работать в этом направлении.

 

Для преподавания курса ОПК необходим всего 1 час учебного времени. От Министерства образования и науки требуется только выполнение социального заказа: создание условий, то есть не загружать детей в немыслимом объёме и некачественном виде иностранными языками, информатикой, граждановедением, обществоведением и, тем более, не полезными для здоровья предметами типа валеологии, не растягивать искусственно перемены, на которых дети курят, используют наркотики, нецензурно ругаются и ещё чем похуже занимаются, а выделить 1 час для ОПК. Пора прекратить эту игру в кошки-мышки и всю эту демагогию о том, как угодить тем, кто болен нетерпимостью к традициям России, православию и русскому народу. Всё равно этот предмет будет введён.

 

Для преподавания минимальные условия уже сейчас есть, другое дело, что преподавание этого курса не поощряется.

 

Что же самое важное сейчас?

 

Распространение. Нужна помощь по распространению, нужны организаторы и благотворители, которые помогли бы обеспечить пособиями тех учителей и те классы, которые работают уже не первый год, то есть прошли проверку.

 

Актуальна задача качества преподавания. Для этого нужны курсы для учителей. Уже проводились авторские курсы по нашей программе во Владивостоке, в Петропавловске-Камчатском, Брянске, Минске, Калуге, Твери, Людинове, Балабанове, Боровске, Рязани, прошли авторские семинары в Гомеле, Краснодарском крае.

 

Второй год курс «Методика преподавания ОПК» читается на катехизаторском факультете Перервинской семинарии.

 

Из регионов идут просьбы создать курсы в Москве. В этом году мы будем проводить такие курсы, информационное письмо вы найдёте в раздаточных материалах.

 

И другую важную задачу я вижу в создании центров и кабинетов «ОПК», таких центров, которые бы могли оказывать помощь профессиональным педагогам и содержательную, и методическую. К сожалению, таких профессиональных учебно-методических центров пока нет, а они не только должны быть, но их должно быть много.

 

Есть предложение первый такой центр создать в Москве, на базе Перервинской Духовной Семинарии. Эта работа в дополнение к факту создания первого учебника по ОПК в Москве хоть в какой-то мере оправдает нашу столицу в глазах всего мира после позорных событий, происходивших неоднократно в самом центре Москвы и попущенных правительством столицы, – кощунственных выставок в Манеже, центре им. А. Сахарова и др.


 

 
След. >
  
Новости православного мира
  
ОПРОС
Введение ОПК в школе.
 
  
Полезные ссылки
  

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ОПК © 2018
Соль поваренная техническая, промышленная
Акция на соль. Для котельных и для дорог, смягчения воды, разморозки грунта
vektor-e.ru